21.06.2015 в 09:31Казахстан и Мир, Казахстан и Мир

Чем могут гордиться казахи?

Кенже Татиля

Наверняка вынесенный в заголовок вопрос заставит кого-то поморщиться: дескать, есть более важные темы. Однако при всей кажущейся банальности он имеет глубокий подтекст. Ведь ответ на него может стать ключом к пониманию многих проблем, которые одолевают наше общество сегодня. Именно поэтому мы решили начать широкую дискуссию на эту тему, полагая, что она вызовет интерес в обществе. А выступить в качестве "застрельщиков" мы предложили двум нашим известным соотечественникам.

Нам есть чем гордиться
Жасарал КУАНЫШАЛИН, политический и общественный деятель:
Чем могут гордиться казахи?

- Казахам, разумеется, есть чем гордиться. Как, впрочем, и всем другим народам. В том числе и в плане внутреннего самоутверждения тоже, поскольку в качестве самостоятельного и самодостаточного этноса наш народ уже давно самоутвердился. При этом надо иметь в виду, что казахи, к сожалению, во многих отношениях являются народом с трагической судьбой. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хотя бы ту общеизвестную истину, что в 18-м и 20-м веках коренные жители сначала Казахского ханства, а затем Советского Казахстана трижды становились жертвой массовых геноцидов. Причем каждый из них был настолько масштабным, что оборачивался для казахов прежде всего ужасающей демографической катастрофой, грозившей, без всякого преувеличения, физическим исчезновением нации с лица планеты.
Первый из них - геноцид 1723 года, когда в результате внезапного и вероломного нападения джунгар¬ских полчищ погибли 1,5 миллиона человек.
Второй - голодомор 1921-23 гг., унесший жизни опять-таки около 1,5 миллиона казахов. Третий - голодомор 1931-33 гг., буквально скосивший 2,3 миллиона наших сородичей. Следует отметить, что эти всенародные трагедии, вкупе с трехвековыми последствиями тотальной колонизации, русификации и ассимиляции, не только ввергали казахов в тяжелейшие демографические, экономические и социальные бедствия, но и наносили им глубочайшие и оттого долго не заживающие морально-психологические и духовно-культурные раны на генетическом уровне. Однако это тема отдельного и большого разговора.
Но тем не менее, невзирая на подобные катаклизмы и в отличие от многих других народов прошлого, которые, не выдержав суровых испытаний, или прекратили свое существование, или оказались "на обочине истории", казахи показали себя на редкость жизнестойким и жизнеспособным этносом (образно говоря, "мын оліп, мын тірілген казах" - Ж.Молдагалиев). В подтверждение этих слов проведем пару исторических параллелей: наши кровные родичи - ногаи, с одной стороны, и кровные враги, т.е. "ата жау" в казахской исторической памяти - джунгары, с другой, создали сопоставимые с Казахским ханством по основным своим параметрам государственные образования - Ногайскую орду и Джунгарское ханство. Однако в 18 веке оба они не только лишились своей государственности, но и либо превратились в т.н. "малый народ" (ногаи), либо вовсе исчезли с исторической арены как этнос (джунгары). А казахи сумели сохраниться как крупная и признанная миром государствообразующая нация, ныне вновь (после истории Казахского ханства) самоутвердившись в данном качестве.
Казахи могут официально предъявить миру самих себя как 15-миллионный этнос - 11,5 миллиона в Казахстане и 3,5 миллиона за его пределами (неофициально - около 18 миллионов) и свое национальное государство - Республику Казахстан. А также свою многовековую и богатейшую историю, культуру, литературу, науку, искусство, архитектуру и т.д. Кроме того, девятую на планете по площади территорию своего Отечества, сохраненную и переданную нынешнему поколению нашими героическими предками, а на ней и в ее недрах - поистине несметные природные богатства.
Предъявить же миру что-либо еще в соответствии с требованиями ХХІ века (скажем, конкурентоспособные товары, научные открытия, достойные Нобелевской премии и т.д.), казахи смогут в скором времени.
Казахский народ, видимо, как и любой другой, делают безошибочно узнаваемым среди множества этносов, прежде всего, родной язык, родные (повторюсь) история, культура, литература, наука, искусство, архитектура и т.д., сложившиеся в веках особенности национального характера, менталитета, мировоззрения, сознания и мышления, духовности, обычаи, традиции и прочие составляющие категории "казахскость". Мы вправе гордиться, в первую очередь, именами наших великих предков далекого и близкого прошлого, которые оставили глубокий след в различных сферах деятельности (перечисление, понятное дело, фрагментарное) - Аттилы, Коркыта, аль-Фараби, Иассауи, Чингисхана, Дулати, Жалаири, Абая, Ибрая, Шокана, Шакарима, Машхур Жусупа, древнетюркских каганов (Тоньюкука, Бильге, Кюльтегина...), средневековых жырау (Асана Кайгы, Казтугана, Доспамбета, Шалгеза...), основателей Казахского ханства - Керея, Жанибека и других известных своими выдающимимся заслугами казахских ханов вплоть до Кенесары включительно, знаменитых биев (Толе, Казыбека, Айтеке...), батыров и полководцев (Кабанбая, Богенбая, Наурызбая...), предводителей национально-освободительных движений (Сырыма, Исатая, Махамбета, Есета, Жанкожи...), лидеров Алаш-Орды (Алихана, Ахмета, Мыржакыпа, Мустафы, Магжана...), деятелей советского времени (Сейфуллина, Рыскулова, Ауэзова, Сатпаева, Момышулы, Бигельдинова, Маметовой, Молдагуловой, Байсеитовой, Ташенева, Кунаева...) и многих-многих других.
Визитными карточками казахов можно назвать гениальное изобретение наших предков - юрту, из казахского фольклора - шедевры героического и лирического эпоса ("Кобланды", "Алпамыс", "Ер Таргын", "Камбар", "Кыз Жібек", "Козы Корпеш-Баян Сулу", "Айман-Шолпан", "Енлік-Кебек"...), великолепные сказки (про Алдара Косе, Жиренше Шешена и Карагоз, Ер Тостік, Аламана и Жоламана, Кырык отірік-Сорок небылиц...), мудрые пословицы и поговорки, обрядовые и прочие песни (Бесік Жыры, Беташар, Жар-Жар, Жоктау...), музыкальные инструменты (домбыра, кобыз, сыбызгы, шанкобыз, жетіген, асатаяк, дангыра, шертер...) с исполняемыми на них прекрасными кюями и другими произведениями, национальные игры и виды спорта (Кыз куу, Алтыбакан, Асык ойыны, Кокпар, Байгі, Аударыспак, Тогыз кумалак, Курес, Буркіт салу, кус салу - охота с беркутом и другими ловчими птицами...), национальные блюда и напитки (казахша ет - бешбармак, казы-карта, жал-жая, куырдак, шужык, кеспе, бастырма, орама, нарын, коже, включая Наурыз-коже, кымыз, шубат, айран, катык...).
Можно было бы и дальше перечислять сугубо казахские атрибуты материальной и духовной культуры, но, думаю, достаточно и сказанного.
Ну и, разумеется, в этой связи нельзя не сказать также и о том, что казахами успешно перенято и усвоено очень много достижений других народов и в целом общечеловеческих ценностей.
Помимо всего того, о чем я говорил выше, мы можем гордиться тем, что наши предки в лице представителей известных племен, вошедших впоследствии в состав казах¬ского народа, еще со времен саков, гуннов, древних тюрков и т.д. активно участвовали в создании различных тюркских государств (среди которых особое место, на мой взгляд, занимают Древнетюркский Каганат и Империя Чингисхана) и, соответственно, тем обстоятельством, что вместе со всеми тюркскими народами современности мы, казахи, являемся законными наследниками этих государств и всех их достижений. Чем мы можем гордиться в настоящем? Пожалуй, пока я воздержусь от ответа на данный вопрос.
Для объективной и справедливой оценки современных ценностей и достижений должно пройти определенное время ("лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии"). Поэтому я оставляю этот вопрос открытым до наступления времени, когда казахский народ получит возможность в полной мере реализовать свои, изначально заложенные в него Аллахом недюжинные таланты...

Гордиться хотелось бы, но чем?
Джанибек СУЛЕЕВ, веб-издатель:
Чем могут гордиться казахи?

- Очень сложный вопрос.
Гордиться тем, что, допустим, Чингисхан был казахом?.. Наверное, среди нас есть потомки потрясателя Вселенной, но вот так, запросто, приписывать его к казахам… - даже не знаю. Я не историк, не исследователь генеалогии, но этот факт, по-моему, притянут за уши.
Мы придумали стремена и штаны? Конкретно мы - казахи, которые будут праздновать 550-летие Казахского ханства? Тоже смешно звучит. Хотя эти, безусловно, судьбоносные вещи придумали наши предки. Но, во-первых, очень далекие предки, во-вторых, которые являются, в свою очередь, предками отнюдь не только современных казахов, но и многих других потомков бывших кочевых племен. Казахское ханство… На протяжении своей истории это ханство практически ни разу не показало сколь-нибудь устойчивого, стабильного развития, скажем, на временном отрезке в два-три, не говоря уже о четырех (100 лет) поколениях. Да, были личности - братья-основатели Жанибек и Керей (правда, не факт, что они догадывались об этом), Есим, Тауке, Хак-Назар, Абулхаир, с некоторой натяжкой Аблай. Но, как это ни прискорбно, многие закончили жизнь в дрязгах, в диких и нерациональных, с точки зрения сегодняшнего понимания единства, распрях. А самое печальное: никто и никогда не добился того, чего добились Чингисхан или Тамерлан, - жесткой дисциплины и единства. В отсутствие такого устройства кочевники проиграли свою и "горячую", и "холодную" войну Империи. Если учесть, что к созданию этой самой Империи приложили руки те же самые кочевники, когда они были в зените могущества, в том числе и идеологического (Ясса), то российская колонизация есть даже не бумеранг, а вполне объективный и закономерный итог. Сильны были не сами по себе российский штык, пушки и построение армии, наподобие европейской (как бы мы сегодня сказали, западной), а то, что были в ней порядок и дисциплина, была система. А экспансионистские устремления Империи - так в этом смысле парадигма была заложена уже изначально (вспомним, откуда корни Империи), плюс пришли новые технологии и система, которые разжигали аппетиты территориального характера.
Поэтому надо отделять мух от котлет, т.е. период начала завоеваний Чингисхана и могущества Золотой Орды от того периода, когда появились номады с самоназванием "казак" ("казах"). Как говорится, это две большие разницы. Примазаться к чужой славе, конечно, можно, но повод ли для гордости?..
Казахский народ как достаточно крупный, а в свое время крупнейший тюрко¬язычный субстрат и отличный материал для построения нации, надо признать, основательно задержался в своем развитии и объективно, в качестве кочевников, уже становился нонсенсом в свете общего развития технологий типа хозяйствования в мировом масштабе. Модернизация была неизбежной, но произошла она самым жутким образом - и этот выбор судьбы казахи выдержали. И в составе новой, советской, Империи стали, несмотря на относительную малочисленность (последствия голода тридцатых годов) обладать автономией (пусть во многом и условной) в числе 15 основных республик Союза.
Более того, надо пересмотреть этот вечный плач, будто казахи стали жертвой. Потому что жертвой тех же большевистских экспериментов были все, но казахи показали своей выживаемостью выдающиеся качества. Вот на чем следовало бы концентрироваться и чему надо бы найти, кстати, объяснения научного характера.
Не устаю приводить в пользу этого тот неоспоримый факт, как казахи проявили себя во Второй мировой войне. Ведь, по сути дела, именно тогда мир узнал, что есть такой народ из Казахской (Казахской!) Советской Социалистической Республики - отличные артиллеристы, летчики (!!!), снайперы. Гипотеза: если бы царь Николай II в свое время сформировал из миллиона казахов "киргиз-кайсацкую" кавалерию, то, возможно, ход мировой и как минимум российской истории пошел бы иным путем (только казахов все равно ожидали бы конфискация скота и насильственный перевод на оседлость…) и октябрьского большевистского переворота не было бы? Советы такой ошибки не повторили, показав тем самым себя большими стратегами. Но даже при этом 92 Героя Советского Союза (читай, герои Империи) - вот что сотворили казахи в 20 веке. Вот четкий и неоспоримый результат, которого не смогли достичь другие - грузины, армяне, молдаване, узбеки. Можно сказать, что казахи как воины оказались заочно сильнее представителей многих других европейских и зарубежных азиатских наций. И, по меньшей мере, очень странно, что такой очевидный факт, зафиксированный, общеизвестный, абсолютно выпал из арсенала госпропаганды. Более того, об этом говорят как о чем-то мимолетном и даже ненужном для Нации.
С другой стороны, война войной, а мирная жизнь тоже имеет свой распорядок. И вообще человечество не всегда воюет, порой оно довольно долго может жить трудной, но мирной жизнью. А что тогда останется у нас в сухом остатке? То, что потомки Жанибека и Керея бездарно сдали все "хозяйство" под конец 550-летней истории Казахского ханства? То, что депутаты российской Госдумы начала ХХ века из числа казахов не смогли, не додумались до того, чтобы казахи не землекопами были в армии, а стали бы полноценными солдатами, иррегулярной кавалерией (разве потом казахскому обществу помешали бы понюхавшие пороху и повидавшие мир степняки даже в свете задуманных "Алаш-Ордой" планов?).
То, что в советскую эпоху наши казахские руководители не озаботились модернизацией (тогда урбанизацией) казахов и вместо клича пасти овец по шубартаускому методу не призвали своих соотечественников идти и осваивать городские, рабочие специальности в ПТУ и ГПТУ? Как итог - бездарно "прощелкали" наследие советской золотой эпохи, когда Кунаев построил сто городов. Будучи включенным в европейскую по сути систему образования, вчера еще полностью аграрный (кочевой!) народ довольно быстро стал выдавать качественные кадры. Причем в областях, казалось бы, очень далеких от людей, чьи отцы и деды ни о чем другом, кроме скотоводства и меновой торговли, не имели представления. Почему-то это особенно бросается в глаза в технократической сфере.
В качестве наглядной иллюстрации один только пример - Саук Такежанов и его супруга. Оба - дети репрессированных, росли в нелегкие послевоенные годы, оба стали уникальными специалистами в области металлургии, показав прекрасный теоретический багаж, и сами же воплотили плоды своих научных изысканий в практику. Вот какими людьми можно и нужно гордиться. Только кто их сегодня вспомнит? Они же не бии и не батыры, местечковые памятники которым заполонили наши просторы.
А вот что касается, скажем, творческо-гуманитарной интеллигенции, то там вопросов много. По крайней мере, ею трудно гордиться, порой кажется, что даже невозможно. Она оказалась неспособной ни на консолидацию нации, ни на выработку способствующей этому идеологии. Скорее наоборот. И вообще, за годы независимости она превратилась в какую-то рыхлую и местами просто странную корпорацию. Зримой осталась только совковая страсть к получению благ, по большому счету не заработанных ею, если не сказать больше. А самое ужасное заключается в том, что таких блестящих технократов как Саук Такежанов, Умирзак Султангазин, Умирбек Джолдасбеков, Мурат Айтхожин и таких гуманитариев как Халел Аргынбаев, Марат Муканов, Нурболат Масанов, Едиге Валиханов и ряд других блестящих интеллектуалов, сегодня абсолютно не просматривается. У нас больше на слуху фамилии из новой элиты, компрадорской по психотипу и стилю жизни. И почему-то именно они занимают наши умы, от их телодвижений нынче зависит благополучие многих. Но, увы, не страны и общества в целом. Потому что подавляющая часть казахского социума давно живет как бог на душу положит. Так чем же может гордиться сердце казаха? Только отдельными победами наших джигитов в боксе? А между тем в это же время кто-то радуется и победам ИГИЛ. Но о последнем обстоятельстве никто как-то и не задумывается. Однако это тоже реальность и одновременно гордость какой-то частички казахов.
И так уж получается, что нам, оказывается, много чего надо привести в порядок или хотя бы к какому-то знаменателю (к двум? трем?) чтобы вкратце, лапидарно и ясно ответить: "Я горжусь… этим… тем-то… И, вообще, мы все сможем и всем покажем". Хотелось бы. Но почему-то все меньше уверенности, что получится.

Источник: camonitor.com
Комментарии
0