04.11.2016 в 18:28Слайдер, Туризм и История

Жузы и процесс формирования казахской государственности

Жузы и процесс формирования казахской государственности Иллюстрация с 550kazakhan.kz


Марал Тампиев

В контексте некоторых геополитических тенденций последнего времени актуальным становится вопрос территориального формирования государств. Мы предлагаем вашему вниманию исторический экскурс Марала Томпиева, посвященный тому, как складывались территория и структура казахских жузов, а также последующая трансформация их в казахскую государственность.

 
От традиций древности

Деление Казахского ханства на три жуза было заложено еще в военных традициях Великого Тюркского каганата. Кавалерия тюрков-кочевников традиционно делилась на три части: Орталык (Орта-Центр, гвардия), Сол қанат (левое крыло), Он канат (Правое крыло).

В Он канат входили западные племена каганата: уйсуни, канглы (кангары, печенеги), кимаки (кипчаки) тюргеши, карлуки, чигили, ягма, булгары,авары, мадьяры (венгры), хазары, огузы (сельджуки, туркмены) и дулу. Сол канат и Центр (орта, гвардия, фули - Кокбори) составляли племена, жившие на востоке и в центре: нушиби, дулу, отыз-татар, тогыз-огуз (жалаиры, не путать с огузами), теле (толенгиты), древние кыргызы, древние уйгуры, курыканы, байырку, басмылы, дубо (тувинцы).

Войско было организовано по принципу степной десятичной системы и делилось на десятки (ондык), сотни (жуздык), тысячи (мындык) и десятки тысяч (тумен), во главе которых стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Тумены были не только военными подразделениями, но и основой улуса - административно-территориальной части союза племен каганата.

Впервые понятие «улус» упоминается на каменной стеле Культегина: «Түпіт қағаннан Бүлүн келді, Кері күн батысдағы Соғд, Берч, Бұқар Ұлыстың халқынан Інек сеңүн, Оғұл тархан келді. Он Оқ ұлым Түргеш қағаннан Мақрач таңбашы, Оғыз Білге таңбашы келді». Что означает: "От кагана Тупита приехал Булун, с западных Улусов народов Согд, Берч, Букар приехали Инексенун, Огул тархан, от кагана Тюргешей потомка народа Он Ок приехали Макрач и Огуз Бильге».

При распаде Тюркского каганата в 603 году из за угрозы военной экспансии династии Суй (Китай) восточная и центральная части племен объединились и образовали Восточно-Тюркский каганат (с 680 г. Коктюркский каганат) со столицей Орта-Балык. Спустя сто лет Западно-Тюркский каганат распался на более мелкие военно-племенные союзы: Тюргешский (дулу), Булгарский, Хазарский, Карлукский, Кангарский (канлы), который позже разделился на Кимакский (кипчакский, куманский) и Огузский (сельджукский). По причине кровной вражды, междоусобиц и захвата земель друг у друга в течение 500 лет распалась Западно-Тюркская государственность. И к началу 13-го века в его границах оставались Кипчакский военно-политический союз - от Дуная до Иртыша и Балхаша, Государство Хорезмшахов (канлы), Государство Каракитаев (кидани), Волжская Булгария. Тогда как тюрки-огузы завоевали новые земли (Иран, Ирак, Сирия, Иордания) и мигрировали в Малую Азию (Анатолия), создав там государство Сельджуков, которому в 2017 году исполняется 790 лет.

На развалинах Восточно-тюркского каганата появился Уйгурский каганат (745-847), а позже Кыргызский каганат (840-924), который разделился на более мелкие племенные союзы: Найман, Керейт, Жалаир, Конырат (Унгират), Татар, Уак (Олхонут), Меркит, Ойрат.

Конец смуты

Все эти мелкие племенные союзы - улусы, остатки Великого Тюркского каганата, на триста лет погрязли в междоусобицах и непрерывно воевали, уничтожая друг друга. Для тюрков Великой степи наступили «темные» времена. Но Великий Тенгри послал им нового героя, полководца, объединителя всех разрозненных и враждующих тюркских племен, разбросанных в разных уголках Евразии. Это Чингис-хан (Теміршы), получивший при жизни прозвище «Потрясатель Вселенной», основатель и первый великий хан самой крупной в истории человечества континентальной империи - Великого Монгольского государства (YekeMongγolulus).

Причина успехов кроется в умелом государственном управлении и организации конной армии, основанной на традиционной тюркской военно-племенной иерархии кочевого общества. В её основу были положены принципы родоплеменного быта: вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена — в племенные союзы - улусы. При этом мобилизация армии была неотделима от племенной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи. Племенные союзы выставляли десятитысячные конные корпуса - тумены во главе с военно-территориальными начальниками - нойонами, беками, багатурами.

Монгольское войско, как и древнетюркское, традиционно делилось на три части: центр (кэль, или хол), правое крыло (барунгар) и левое крыло (зюнгур или джунгар). С целью преодоления разобщённости мелких родов и централизованного управления ими более крупные соединения, такие, как тумены, формировались из воинов, принадлежащих к разным родам и племенам, объединенным в улусы.

Жузы и процесс формирования казахской государственности
Иллюстрация с yvision.kz

Во время мобилизации каждый десяток кибиток (аулов) должен был выставить от одного до трёх воинов, обеспечив их продовольствием. В мирное время оружие хранилось в особых складах и являлось собственностью улуса. Оно выдавалось воинам при выступлении в поход. Нойоны обязаны были следить за исправным состоянием оружия – оно подвергалось строгой проверке на специальных смотрах. По возвращении из похода каждый воин обязан был сдать оружие, за исключением личного.

Еще при жизни Чингис-хан разделил империю между сыновьями на три части: улус Жошы, улус Чагатая и объединенный улус Угедея и Толе - хранителя Шанырака. Позже улус Чагатая превратился в Моголистан. Улус Угедея был захвачен Хубилаем, сыном Толе, основателем Великой Юаньской империи.

Внук Чингис-хана – Бату-хан, следуя тем же традициям, разделил свой огромный улус (Золотая орда) на три административно-территориальные части. Первая – Великая орда (Ұлы орда): от Едиля (Волги) до Дуная со столицей Сарай-Бату (позже Сарай-Берке). Вторая – Ак орда (левое крыло): от Алтая до столицы Орда-Базар в горах Улытау. Третья – Кок орда (правое крыло): от гор Улытау до реки Едиль (Волга) со столицей Сарай-Джук на реке Жаик (Урал). Спустя два века внутренние улусы разделились на новые государства: Казанское ханство (1438-1552), Ногайская орда (1440-1634), Крымское ханство (1441- 1783), Астраханское ханство (1459-1556), Казахское ханство (1465-1847), Сибирское ханство (1468-1607), Сарайское ханство (1481-1502).

Кризис чингизизма и жузовое возрождение

Наступил кризис «чингизизма»: улусные ханы, утерявшие заветы и авторитет великого предка, перестали учитывать нужды подвластных племен, которых в борьбе за власть ввергли в братоубийственные кровавые войны, что привело к уничтожению их государств. Уцелевшие кочевые государства - остатки империи Чингис хана, в том числе последняя кочевая Джунгарская империя, пытавшаяся реформироваться через законы ИЦКЕ ЦААХ 1635 года, также из-за братоубийственной войны потомков чоросских хунтайжей исчезли в потоке истории и были поглощены Российской и Цинской (Маньчжурской) империями. А племена бывших завоевателей стали прекрасным генетическим удобрением для развития новых имперских наций. Тысячелетнее господство профессиональных конных лучников (гулямов, альпов, мамлюков, самураев, нукеров, багатуров, батыров, толенгутов) над оседлыми народами завершилось с изобретением пушек и дальнейшим технологическим рывком в вооружении. И теперь уже последние диктовали свою волю.

Поговорим о Казахском ханстве и трех его жузах, которые сумели преодолеть кризис «чингизизма» - пройти через бутылочное горлышко угрозы исчезновения и устоять, в том числе в борьбе с воинственными ойратами.

Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах. В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов».

Само казахское слово «жуз» имеет много значений, например: дуниежузы → весь мир, балтаның жүзі → острие топора, балғынжүз → свежее личико, жүз → сто.


Политэтноним «жуз» в Казахском ханстве официально появляется во времена Тауке-хана при написании сводов закона «Жеті Жарғы» главными биями - Толе, Казыбек и Айтеке, которые разделили Казахское ханство на три территориально-административные части. Жузовская система управления отличалась от улусной тем, что первая основывалась на родоплеменном делении, а вторая - только на территориальном.

Улус – это территориальное образование, не столь строго учитывающее родоплеменное деление и степень родственности племен. В улусе могли жить разные племена и народы. Улусы обозначали только неизменную территориальную границу, куда могли входить (или выходить) различные племена и народы.


Жуз первоначально был военно-политическим родоплеменным союзом близкородственных племен, восходящих к общему предку, и только потом территориальным образованием. Родоплеменное деление жузов, по мере расширения территории, не приводило к крупным военным столкновениям племен, как при улусной системе. Каждое племя и род имели свои места для кочевания и строго отведенные зимовки и пастбища. Со временем каждый жуз трансформировался в огромное административно-территориальное образование со своими естественными границами и самостоятельным управлением. Территория жуза постоянно менялась из-за перемещения и миграции племен и родов, входивших в него. Самостоятельно выйти или войти в жуз было невозможно. Куда бы ни переселялись казахские племена, все их земли считались землями жуза, к которому они принадлежали. Благодаря этой системе территория Казахского ханства за 150 лет увеличилась более чем в 20 раз.

Жузы и процесс формирования казахской государственности
Иллюстрация с samlib.ru

В период между известными трудами Махмуда бен Вали в 1634-1641 годах и смертью Тауке-хана (1626-1718), в течение более чем 80 лет сформировался политэтноним «жуз», который нашел отражение в «Жеты Жарғы» (Семь установлений). Сам же процесс формирования жузов с середины XVII до конца X IX века, в течение более двухсот пятидесяти лет, делится на два этапа.

Первый этап (1634 - 1718) – формирование военно-политического союза племен трех жузов в составе Казахского ханства. Он совпал с правлением Есим-хана (1598−1628), Жангир-хана (фактически 1629-1652), Бахадур-хана (1652-1680) и Тауке-хана (1680-1718).

Второй этап (1718 - 1881) – формирование территориальных границ трех жузов. Это время с момента принятия свода законов «Жеты жаргы» до Петербургского договора о разделе территории Казахского ханства между Российской и Цинской империями.

К началу XVIII века в Казахское ханство вошло более 50 племен, причем каждое со своей тамгой, знаменем, ураном, а также более тысячи родов и крупных подродов. Способных выставить сотню воинов («жуз») было 250. Согласно обычаям, каждый воин должен был знать до своих предков до седьмого колена, родоначальника и шежире. Принцип формирования жузов основывался на традиционной военно-триальной системе построения войска древних кочевников.

С принятием свода законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») четко определялись права, обязанности и полномочия хана, султанов, биев и батыров. Высшей законодательной властью стал Маслихат, в состав которого входили бии, батыры, жырау и влиятельные султаны. Он собирался раз в год, осенью, в Улытау или в Туркестане. Территориальная «улусная» система управления трансформировалась в более подвижную родоплеменную «жузовскую» систему. Например, Кіші жуз (Младший жуз) существенно расширился за счет переселения племен Байулы в междуречье Жаика (Урала) и Едиля (Волги) - Букеевская орда.

 
Марал Томпиев, вице-президент Всемирной академии Чингисхана (Монголия)


Продолжение следует...


Материал предоставлен Международной академией информатизации





Комментарии
0