21.06.2015 в 10:37Казахстан и Мир

Кто должен отвечать за неисполнение распоряжений президента?

Сауле Исабаева
 
Какую меру наказания за срыв поручений главы государства следует ввести в Казахстане, чтобы наконец-то повысить исполнительскую дисциплину в госаппарате? Достаточно ли только выговора или штрафа, если учесть, что от каждого президентского решения зависят судьбы миллионов? Или предлагаемая некоторыми экспертами уголовная ответственность - слишком суровый приговор за привычное для наших чиновников непослушание?  
 
 Фактически на каждом совещании Нурсултан Назарбаев подвергает жесткой критике руководителей министерств, агентств и акиматов за бюрократический подход к своим обязанностям и, в частности, к выполнению его распоряжений. Правда, такие "разносы" мало помогают. Складывается ощущение, что чиновники просто перестали бояться гнева высшего руководства страны. Как правило, поначалу они дружно подхватывают любые инициативы президента, активно их обсуждают и "двигают в массы". Но потом столь же дружно забывают.
Разумеется, эта проблема присуща не только Казахстану. К примеру, в соседней России она настолько актуальна, что эксперты даже вывели статистику - надлежащим образом сегодня там исполняется лишь одно из 15 поручений президента. Но, в отличие от нас, в РФ с такой чиновничьей безответственностью мириться не собираются. Полгода назад Владимир Путин потребовал от правительства определить круг чиновников, несущих персональную ответственность за реализацию государственных программ. А буквально на днях в Госдуме в очередной раз обсуждали вопрос о введении уголовной ответственности за невыполнение или небрежное выполнение его поручений. Предполагается, что возможные поправки в УК будут касаться непосредственно высших долж­ност­ных лиц, на которых в указах, распоряжениях и поручениях были возложены соответствующие обязанности. Такой подход, уверены российские эксперты, обязательно возымеет действие. По крайней мере, он поможет избавиться от практики перепоручений во властной вертикали, чем, кстати, серьезно страдает и казахстанский госаппарат.
 
Уместно тут будет вспомнить критические замечания Нурсултана Назарбаева в адрес своих подчиненных в январе 2012 года: "Правительство вместо оперативного исполнения моих поручений перепоручает их министерствам, министерства - замам, замы - агентствам, и так вертятся бумажки по всему Казахстану. Вокруг одного поручения создаются десятки других поручений… Министр, получив поручение от президента, сам должен исполнить. Тогда зачем вы находитесь на этих постах? Все надо поставить на свои места"…
 
Насколько удалось "поставить на свои места" министров и акимов - судить сложно, в том числе по причине их частых перемещений. Кстати, именно в этом эксперты усматривают еще одну причину недобросовестной реализации поручений президента. Ведь в постоянной реорганизационной чехарде они могут затеряться или забыться.
 
Впрочем, причину неисполнения того или иного распоряжения главы государства целесообразнее рассматривать, так сказать, в индивидуальном порядке и в соответствии с этим наказывать нерадивых чиновников. Вопрос в том, какими должны быть оптимальный механизм контроля и эффективная система наказания за срыв президентских поручений? И, что не менее важно, какие структуры и люди должны этим заниматься?
 
Вот что ответили наши постоянные эксперты.  
 
"Необходимо создать качественно новый орган в лице Главного контрольного управления"
 
Талгат Абдижаппаров, председатель наблюдательного совета ОО "Казпотребнадзор":
Кто должен отвечать за неисполнение распоряжений президента? 
 
- Президент страны целенаправленно добивается от подчиненных ему чиновников повышения эффективности их работы по выполнению его стратегических установок и конкретных поручений в различных сферах государственной политики. Однако частота и жесткость его критических высказываний в их адрес свидетельствуют о том, что существующие здесь проблемы и недостатки фактически не устраняются. Это обстоятельство можно объяснить следующими факторами:
 
1) практически все органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции, отдают приоритет внешнему контролю в отношении преимущественно деятельности частных юридических и физических лиц.
Как следствие, остается слабым и недостаточным внутренний контроль за собственными структурными и территориальными подразделениями, а также подведомственными организациями;
 
2) отсутствует полноценное взаимодействие и координация между различными контрольно-надзорными органами. Более того, очень часто в отношениях между ними и их представителями наблюдается недоверие и соперничество, что становится достоянием гласности через различные СМИ;
 
3) часты случаи вовлечения контрольно-надзорных органов в сферу деятельности различных групп влияния во властвующей элите и в процесс их соперничества между собой. В связи с этим данные органы становятся как объектами внутриэлитной борьбы за установление контроля над ними со стороны тех или иных групп влияния, так и инструментами воздействия последних на своих оппонентов. В результате качество работы контрольно-надзорных органов существенно снижается. Предоставляемая ими информация и оценка ситуации часто оказываются недостоверными и фрагментарными. Отдельные факты и обстоятельства вообще умалчиваются. В деятельности данных органов также отсутствуют системный анализ и прогнозные оценки;
 
4) отсутствует единый орган, который бы осуществлял координацию работы контрольно-надзорных органов и тем самым обеспечивал определенную системность в контрольно-надзорной деятельности государства в целом. Отдел государственного контроля и организационно-территориальной работы администрации президента РК соответствующие функции практически не выполняет. В результате всего этого президент ограничен в получении оперативной, достоверной и объективной информации относительно реального положения дел в подчиненной ему системе государственной власти и управления и, как следствие, в республике в целом и отдельных регионах в частности.
 
В этих условиях представляется необходимым создание качественно нового органа - Главного контрольного управления (ГКУ) при президенте РК. Оно должно быть подотчетно только лично главе государства и иметь примерно такой же административно-правовой статус, как АП и управление делами президента РК. При этом АП и ее подразделения должны стать такими же объектами контрольной деятельности ГКУ, как и другие органы исполнительной власти. Руководитель ГКУ должен быть назначен из числа наиболее верных соратников главы государства, равноудаленных от различных групп влияния во властвующей элите и руководствующихся в своей деятельности государственническими принципами и идеями.
 
К основным функциям и задачам ГКУ следует отнести:
1) осуществление всестороннего контроля и проверок деятельности любых государственных органов, квазигосударственных структур, их должностных лиц по вопросам исполнения указов, распоряжений, поручений и установок президента;
2) проведение экспертизы проектов законов, постановлений правительства РК и иных нормативно-правовых актов на предмет оценки их соответствия национальным интересам Казахстана, стратегическим установкам и конкретным поручениям главы государства, антикоррупционной политике республики и рациональному использованию бюджетных средств; 
3) осуществление системного и всестороннего анализа качества, эффективности и результативности работы правительства, других центральных госорганов, региональных акимов по исполнению стратегических установок и конкретных поручений главы государства;
4) прием и рассмотрение письменных жалоб и обращений физических и юридических лиц по вопросам своей компетенции и принятие необходимых мер в порядке реагирования на факты, изложенные в данных обращениях.
По результатам своей деятельности ГКУ должно будет готовить оперативные служебные записки и периодические (ежемесячные, ежегодные) отчеты для главы государства с конкретными рекомендациями. Его следует наделить правом запроса и получения у контролируемых структур любой информации в рамках проведения соответствующих проверок.
Вместе с тем президентский контроль, осуществляемый через ГКУ, следует дополнить общественным контролем. В этих целях предлагается создать национальную палату общественных контролеров, основными функциями которой долж­ны стать мониторинг и оценка качества госуслуг, услуг квазигосударственных структур и бизнеса.
Выполнение "Плана нации" (реализация пяти институциональных реформ через "100 шагов") - это исторически главное поручение Нурсултана Назарбаева. В этой связи особую актуальность приобретает осуществление должного контроля и общественного мониторинга выполнения поручений главы государства.  
 
"На искоренение этих недостатков направлена первая институциональная реформа"  

Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК:
Кто должен отвечать за неисполнение распоряжений президента? 
 
- Я не стала бы столь категорично утверждать, что мы имеем "массу примеров" того, что поручения главы государства не выполняются. Но в то же время ни для кого не секрет, что многие действительно важные идеи и начинания не находят своего должного развития, увязая в болоте бюрократизма и безразличия.
Традиционно принято говорить о недостаточной эффективности работы чиновников. Коррупция и непотизм, желание получить свою выгоду, элементарная некомпетентность и профнепригодность ряда представителей чиновничьего аппарата - все это, как в отдельности, так и в совокупности, может быть препятствием для эффективной реализации государственной политики и модернизации страны.
Именно на искоренение этих недостатков в организации государственного аппарата и направлена первая институциональная реформа - формирование профессионального государственного аппарата. Ключевыми ее моментами являются модернизация процедуры поступления на государственную службу, когда основными критериями отбора станут профессиональные компетенции кандидатов; переход на оплату труда по результатам работы; внедрение новых этических правил поведения госслужащих.
Примечательно, что "План нации" не только предполагает повышение требований к государственным служащим, но и формирует новую систему мотивации граждан к поступлению на госслужбу и эффективному исполнению своих должностных обязанностей. Это и повышение оплаты труда в зависимости от результатов работы, и внедрение системы корректирующих коэффициентов к должностному окладу, и предоставление служебного жилья для ротируемых госслужащих, и внедрение принципа меритократии для обеспечения карьерного роста.
Таким образом, можно сказать, что "План нации" не только предполагает формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, который должен стать прототипом справедливого казахстанского общества, где всем предоставляются одинаковые возможности для самореализации на основе принципа меритократии, но и создает условия для эффективной реализации этой идеи.
 
Но только ли в чиновниках дело? Количество государственных служащих, по самым общим подсчетам, составляет порядка 90 тысяч человек - это примерно 0,5% от общей численности населения страны. Мы же говорим о "Плане нации", предусматривающем не только модернизацию госслужбы, но и целый ряд экономических реформ, конечной целью которых является создание действительно конкурентоспособной экономики, опирающейся на развитую инновационно-индустриальную базу, а также повышение качества жизни казахстанских граждан и значительное расширение среднего класса.
Однако без поддержки самих граждан, их активной гражданской позиции ничего не заработает.
 
Как бы пафосно это ни прозвучало, но без смены ценностной парадигмы казахстанское общество вперед не продвинется. Ревизия и корректировка ценностного ряда является одной из самых сложных задач, стоящих сегодня перед нашим обществом. Для решения этой задачи была инициирована четвертая реформа - нация единого будущего. Ключевым ее моментом является укрепление казахстанской идентичности, основанной на принципе гражданства.
 
Социологические замеры позволили зафиксировать парадоксальную ситуацию. С одной стороны, наши соотечественники демонстрируют высокий уровень идентификационной связанности - более 95% граждан идентифицируют себя с Казахстаном и осознают себя частью государства. С другой стороны, очень высок уровень спроса на патернализм: по мнению большинства наших граждан, возникающие проблемы должно решать государство, и только пятая часть респондентов высказала мнение, что решение проблем зависит и от них самих. Готовность активно вкладываться в развитие государства демонстрирует только треть опрошенных граждан.
В то же время очевидно, что рост экономической, гражданской и социальной активности населения страны будет способствовать повышению уровня подотчетности и транспарентности государственных структур. Таким образом, можно констатировать, что ответственность за эффективную реализацию "Плана нации" лежит в равной степени как на государстве, так и на казахстанском обществе, на каждом из граждан.
 
Что же касается ответственности за качественное исполнение каждого из обозначенных в "Плане нации" пунктов, то в силу комплексного характера реформ сложно указать кого-либо конкретно. В каждом отдельном случае определяется конкретный исполнитель, который и несет всю полноту ответственности. В частности, это могут быть главы государственных ведомств или акимы.
В то же время для достижения целей, обозначенных в "Плане нации", крайне важным представляется построение системы эффективного мониторинга прохождения реформ. Целью такого мониторинга является своевременное определение адекватности предпринимаемых мер по реализации того или иного шага, постоянно изменяющейся реальности. В соответствии с текстом документа особую роль в этом процессе играет специально созданная Национа­льная комиссия. Для обеспечения непредвзятости при оценке хода реформ при Нацкомиссии будет сформирован Международный консультативный совет из числа авторитетных зарубежных экспертов.

Источник: camonitor.com
Комментарии
0