03.05.2018 в 15:38Культура и Спорт, Однажды в Караганде

Мейрам Жумабеков: «…Мы все продолжение наших родителей...»

 У каждого человека за спиной должны быть близкие, олицетворяющие его надежный тыл. Родители дают воспитание и закладывают генами в нас характер, на своем опыте учат нас не повторять их ошибок, все остальное мы постигаем сами. Нас воспитывают наше окружение, окружение наших родителей, наши друзья. 
Мы все слышали фразу «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» или пословицу «С кем поведешься, от того и наберешься». Наше окружение влияет на нас. О влиянии семьи, о тех, кто был рядом, о своих первых шагах в литературе и о многом другом расссказывает лауреат Международного литературного конкурса им. Сильвы Капутикян (2012, Армения), Пушкинского конкурса эссе (Москва, 2017), заведующий кафедрой журналистики Карагандинского Государственного университета им. Е.А.Букетова Мейрам Жумабеков.
 
Мейрам Жумабеков: «…Мы все продолжение наших родителей...»

– Ваш отец народный артист КазССР, он даже исполнил роль Ленина. Повлияла ли его творческая жизнь на Вас?
–Спасибо за вопрос. На самом деле мы все продолжение наших родителей, поэтому я считаю что, то, что есть у моего отца, передалось мне. Может быть, не в такой большой мере, как хотелось бы, но все-таки какая-то часть перешла и мне. В первую очередь, это касается и творческого подхода во всем. С детства я рос в семье народного артиста, который сыграл первую роль Ленина в Караганде. В то время Ленин - это был идеал и этароль была очень ответственна и высока. Творческая среда моего отца сильно повлияла на меня. Стоит отметить, что в такой же семье вырос Акан Сатаев, знаменитый кинорежиссер, который сейчас довольно известен. Мы воспитанники той среды, которая когда-то существовала в Караганде.

–Можно ли сказать, что Вы с детства поняли, чем будете заниматься? Или осознанность пришла в более поздний момент?
–Нет, конечно же, нет. В детстве я думал совсем о другом. Мечтал о другой профессии. Как и все мальчишки, сначала хотел стать военным, потом милиционером. Далеко не в каждой семье родители хотят, чтобы дети шли по их стопам. Но так получилось, что моя мама учитель, работала всю жизнь в школе. Я стал учителем, выбрал филологический факультет, а в дальнейшем на меня повлияло отцовское воспитание, которое своим примером привило любовь и к творчеству.

–Вы помните свои первые шаги по творческой стезе? Свои первые произведения?
–Это было еще в школьные годы. Как и все, я писал небольшие четверостишья, это были первые порывы любви и первые стишки, посвященные одноклассницам. Они носили больше комический и сатирический характер, но это были первые рифмованные стихотворения. А первые, более серьезные, стихотворения были написаны уже в студенческие годы, когда я уже учился на филологическом факультете. Тогда я пытался пробовать себя и, так получилось, что некоторые мои произведения попали в сборники. В 2003 году проводился конкурс, посвященный Касыму Аманжолову. Тогда я занял там третье место среди авторов поэтических произведений.

–Поделитесь, для создания литературных произведений нужна особая атмосфера или идеи возникают спонтанно?
–Я заметил, что многие творческие люди должны что-то пережить, испытать это на себе и после все это ложится на бумагу. Например, вы оказываетесь в какой-то ситуации, которая вам интересна. Однажды я на вокзале увидел мать с несколькими детьми. Ей было тяжело, она несла чемоданы, пытаясь при этом уследить за своими детьми. Эта сцена - один момент. Это так сильно задело, что начал думать: как же так? как так получилось? где ее муж? где ее родные? почему она оказалась в таком тяжелом положении? И пытаешься придумать за нее, за общество ответы на вопросы - как сделать так, чтобы никто не оказался в такой ситуации. Вот так невольно рождается само произведение. С одной стороны, ты находишь оправдание, а с другой предостерегаешь от такого людей. То же самое и с несправедливостью. Пропуская через себя, ты пытаешься найти выход из этой ситуации, путем творческого произведения. Поставить своих персонажей в такое положение, чтобы они нашли путь к истине. То, что мне под силу. Я не чиновник и не депутат, но у меня есть такое оружие, как перо, с помощью которого я пытаюсь повлиять на ситуацию. Пусть не сейчас, но мне хотелось бы, чтобы со временем такое больше не повторялось.

–А есть ли у Вас такие произведения, в основу которых ложились какие-то внутренние переживания?
–Любого персонажа создает сам автор и пытается наделить его какими-то чувствами и характером. И именно это берется из жизни. Все произведения берут начало из твоей жизни, это твои взгляды и переживания. В любом случае, прежде чем что-то написать, нужно это пережить. Пусть, даже немного фантазируя, но сначала нужно это пропустить через себя, а после перенести все на бумагу.

–Есть ли у Вас кумиры. И, если да, пытаетесь ли Вы им подражать?
–Если говорить о моей жизни, то в первую очередь, это мои родители, которые с детства воспитывали меня, привили мне любовь не только к близким, но и к родной земле. Они делали это своим примером: мой отец из Уральска и каждый год он брал меня и возил к себе на малую родину. Тогда я не придавал этому большого значения, но со временем понял, что это делалось для того, чтобы я не забывал свои корни, чтобы я знал своих родственников. И сейчас, когда у меня уже есть дети, мой отец продолжает возить своих внуков на свою малую родину. Я считаю, что через эти поступки и воспитываются поколения. А если говорить в целом, то моим жизненным кумиром, в литературе, является Антон Павлович Чехов. Даже дело не в самих его произведениях, а в том, как он их преподносит. Если посмотреть, то в основе его произведений лежит чья-то жизнь, чья-то судьба, чья-то личность. Он не навязывает свое мнение, а просто через поступки героев показывает, какие они, как должно быть. Так же можно сказать о людях, поступки которых влияют и на меня. Ежедневно мы сталкиваемся с людьми, которые оказывают на нас влияние. Если это хороший поступок, то, конечно, хочется взять в пример этого человека. Так же, видя что-то неправильное, мы берем это на заметку, понимая, что так делать нельзя, ведь встречи с людьми всегда влияют на нас.

–Можете ли Вы выделить из своих произведений самое любимое или наиболее удачное?
–Любое произведение можно считать своим ребенком и мне они все нравятся, но есть среди них произведение «Туман». В нем рассказывается история человека, жизнь которого прошла, как в тумане. Когда он подходит к определенному моменту в своей жизни, у него уже достаточно бед и возникает вопрос, что он сделал в этой жизни? Он смотрит на то, что вокруг него: у него были перспективы, он должен был оказаться более удачливым, чем остальные, но получилось так, что его судьба пошла по-другому. И самое страшное, что он махнул на это рукой. В итоге, как бы он себя не критиковал и не пытался оправдать, он смиряется с тем, что у него сейчас есть. И мне хотелось бы, чтобы каждый понимал, что человек не должен пускать свою жизнь по течению, не должен быть отуманенным и должен пытаться исправить ситуацию изначально, а не доводить до той критической точки, из которой потом будет сложно выбраться. Порою, и меня посещают мысли о том, что, возможно, я и сам иду не туда.

–Есть ли у Вас произведения, в которых вы хотели что-то изменить?
–Написанные произведения являются частью биографии. И если в моей биографии что-то трудно изменить, то в литературном произведении тоже. Оно написано, стоит точка и в данном случае, наверное, уже ничего не хочется менять. Возможно, уже читатель исправит точку на запятую или многоточие, направит героя в другое русло или по другой дороге. Это право остается за читателем. А я думаю, что если точка уже поставлена, то к этому лучше не возвращаться.

Беседовала Дарья Моргулец
студентка кафедры журналистики КарГУ им. Е.А.Букетова



Другие материалы на похожую тему:
Комментарии
0